Наши методы

Методы применяемые нами при лечении сколиоза

Наш опыт говорит о том, что сколиоз это прежде всего нарушенные или измененные связи между мышечной активностью и центром управления, т.е. мозгом. И поэтому основное наше внимание направленно на установление/обновление/изменение именно этого момента. Объясняем.

Как и почему начинается сколиоз (точнее деформация позвоночника) очень часто сложно восстановить, но почти во всех случаях имеются общие моменты. Почему-то ребенок начинает не правильно сидеть, стоять, ходить. Затем это входит в привычку, т.е. становится второй натурой, а потом…а потом это становится видно всем и вы сталкиваетесь с проблемой под названием «Сколиоз» (здесь мы не пишем, но безусловно держим в уме, что у сколиоза существует генетическая предрасположенность).

И вот когда это стало видно окружающим, именно в этот момент и Вы, и Ваш ребенок сталкиваетесь с проблемой (точнее осознаете), которая на самом деле существует уже давно. К этому моменту (т.е. к моменту осознания) у вашего ребенка уже сформировались устойчивые паталогические связи между мозгом и мышечной активностью. Тело вашего ребенка стало жить по новому. Какие-то мышцы все время активны, а какие-то наоборот. «Мышечный корсет» вашего ребенка перестал быть симметричным. Именно этот момент приводит к последующей деформации позвоночника. А что еще делать позвоночнику если его каждый день, каждую минуту «тянут» в одну сторону.

Из сказанного выше следует, что сколиоз можно остановить – восстановив природные связи между мозгом и мышцами. И вот именно этому мы и посвящаем наши занятия.

Прежде всего наше внимание направленно на активацию мышц, которые по какой-то причине стали не активны. Это мы делаем с помощью: Шрот-терапии, дыхательной гимнастики, статического баланс-тренинга и коррекционной ходьбы.

Шрот-терапия.

Методика Катарины Шрот (Katharina Schroth, Germany, Bad Sobernheim, 1921 г) - это программы индивидуальных коррекционных упражнений при лечение сколиоза.

При сколиозе в зависимости от типа искривления позвоночника происходит смещение участков тела. Плечи, грудная клетка, поясница, таз смещаются относительно друг друга. Участки тела становятся не симметричными, грудная клетка деформируется.

На первых занятиях мы обучаем вашего ребенка увидеть и осознать новые особенности своего тела при помощи зеркал и фотографий. Далее, учим исправлять эту асимметрию, сначала пассивно с помощью укладок из облегченных положений лёжа, а далее с использованием силы мышц из положений сидя, стоя. Ребенок постепенно осваивает базовые позы коррекции. После освоения коррекционных поз в программу добавляются коррекционный вдох запавшими участками грудной клетки. Ребенок учится совершать изометрическое напряжение всех мышц тела для стабилизации нового исправленного положения.

На первом этапе, обучение и правильность выполнения упражнений контролирует врач ЛФК, далее ребенок, под наблюдением инструктора, выполняет упражнения с использованием зеркал и обучается выполнять коррекцию самостоятельно. К концу курса каждый ребенок должен без ошибок, автоматически, выполнять корректирующие индивидуальные упражнения подобранные для него врачом ЛФК. Для установления устойчивых связей мозг-мышечная активность упражнения необходимо повторяются многократно в течение дня. Именно многократные повторения позволяют зафиксировать новое положение позвоночника в долговременную память ребенка. Упражнения выполняются до тех пор, пока новая поза не станет привычкой и не войдет в повседневную жизнь ребенка. Кратко цель Шрот терапии можно сформулировать так:

Я вижу - Я осознаю - Я исправляю - Я контролирую - Я привыкаю

Дыхательная гимнастка.

На самом деле дыхательная гимнастика является частью Шрот-терапии, но мы выделяем эти упражнения в отдельные направление из-за их значимости. Судите сами. Мы с Вами, и конечно наши дети совершаем в среднем вдох раз в две секунды. Получается, что за сутки мы это делаем порядка 40 000 вдохов/выдохов. Представляете 40 000 повторений! 40 000 раз ваш ребенок делает не правильных вдохов! 40 000 повторений, которые формируют не правильную связь мозг-мышечная активность. Именно по этому, мы выделяем дыхательную гимнастику в отдельное направление.

Проблемы с дыханием начинаются у детей со сколиозом грудного отдела позвоночника уже при незначительных искривлениях (при дуге 15 гр по Коббу). И это понятно, поскольку деформация грудной клетки приводит к ограничению движения рёбер. Сначала это едва заметные проявления, которые при прогрессировании сколиотической дуги позвоночника усугубляются, неуклонно приводя к дыхательной, а потом и сердечной недостаточности.

Грудные позвонки анатомически соединены с ребрами, поворот позвонков (ротация) при сколиозе приводит к такому же повороту рёбер. С однойстороны формируется реберный горб, а с другой стороны - рёберное западение. При таком положении грудной клетки, дыхание становится асимметричным (сколиотическим), рёбра с выпуклых сторон активны на вдохе, а рёбра на вогнутых сторонах активны на выдохе. Такое состояние усиливает патологическую ротацию, как рёбер, так и грудных позвонков. Рёбра деформируются, ограничивается объем их движения, снижаются дыхательные объемы лёгких.

Цели дыхательной гимнастики - восстановить дыхательные движения рёбер, развернуть грудную клетку в обратном направлении, активировать слабые участки диафрагмы, ограничить вдох грудной клетки в выпуклых областях и увеличить вдох западающими участками.

Клинический результат - восстанавливается симметрия грудной клетки (как спереди, так и сзади). Такое дыхание ребенок тренирует в течение дня многократно, пока не привыкнет дышать так постоянно.

Статический баланс-тренинг.

Выравнивание позвоночника контролируется мозгом на уровне рефлексов. В норме тело в пространстве – симметрично. Когда оно меняет, положение мозг человека автоматически (без участия сознания) старается вернуть ему симметричное положение и говорит мышцам - позвоночник выпрямись. Однако, при сколиозе, почему то этого не происходит.

У детей со сколиозом возникает проблема с контролем мозгом позвоночника, в ответ на положения тела в гравитационном поле Земли. При нарушении этого контроля человек длительное время находится в патологическом положении (сидит, стоит, ходит). Происходит компенсаторная перестройка всего тела, с изменением длины и тонуса мышц. Неправильное положение тела закрепляется мозгом и воспринимается, как нормальное. Известно, что позвоночник пытается распределить вес тела равномерно вокруг вертикальной оси. Вот почему искривление одного из отделов позвоночника вскоре приводит к появлению компенсаторных искривлений выше и ниже основной дуги. Позвоночник пытается найти баланс. Формируются патологические позы, искривление позвоночника закрепляется патологической мышечной памятью. Поскольку главная цель – не упасть выполнена, то мозг просто забывает природное состояние позвоночника и воспринимает искривлённый вариант как норму.

Позы и баланс - основное направление, чтобы улучшить взаимодействие мозга и мышц, наладить эти связи, вспомнить выпрямленное положение, закрепить его в долговременную память, чтобы исключить прогрессирование сколиоза в долгосрочной перспективе. Для этого необходимо перевоспитать патологические привычки сидеть, стоять, ходить, лежать криво, тем самым перепрограммировать мозг, выработать новую мышечную память.

Цель баланс-тренинга – тренировка автоматических (подсознательных) центров управления осанкой. Статическое обучение проводится стоя, балансируя на вестибулярном диске, с использование специального оборудования, которое изменяет центры тяжести тела ребенка. В результате этого мозг воспринимает новый центр тяжести и автоматически посылает команду мышцам, которые до этого были не активны. Мышечный тонус меняется и это приводит к выравниванию позвоночника. Многократно повторяя, искусственно навязанные позы, ребенок постепенно закрепляются это в мышечной памяти. Что в результате становятся естественными, способствуя уменьшению деформации позвоночника.

Коррекционная ходьба.

Во время ходьбы у ребенка со сколиозом происходит усиление патологической ротации позвоночника. Обычная ходьба становится патологической и приводит к усилению деформации.

Цель динамического тренинга – преобразовать обычную ходьбу в лечебную!

Для достижения этой цели мы используем специальный костюм. Костюм сконструирован таким образом, что при ходьбе происходит деротация позвоночника, способствующая выравниванию всего тела с каждым шагом.

Применяя специальный костюм при коррекционной ходьбе, мы, используем естественные движения человека для формирования новой мышечной памяти. Это заставляет работать мышцы более симметрично, тем самым уменьшая риск прогрессирования сколиоза. Каждый раз, когда ребенок просто ходит, костюм навязывает ребенку новую реальность, стимулируя спинальные рефлексы и уменьшая сколиоз.

Яндекс.Метрика
Copyright © 2019 ProСколиоз

Search