Несколько слов об индивидуально-адаптированной программе остановки прогрессирования деформации позвоночника «Интенсив»


Центр лечения сколиоза Натальи Пугачевой несколько раз в год проводит специализированный лагерь для детей и взрослых с деформациями позвоночника (сколиоз, кифоз, нарушение осанки). Целью индивидуально-адаптированной программы «Интенсив» является остановка прогрессирования деформации позвоночника.

Программой руководит - Пугачева Наталья Васильевна.


На этой странице мы расскажем, что же такое программа «Интенсив», кому она рекомендована и каких результатов можно достичь, пройдя ее.

Как написано в разделе «Про сколиоз», мы считаем, что сколиоз – это не совсем болезнь, точнее не болезнь в традиционном смысле. А если еще точнее сколиоз становится болезнью (сколиотическая болезнь) в прогрессирующей стадии.

Не останавливаясь подробно на факторах (наследственность, заболевания нервно-мышечной системы и др.), увеличивающих вероятность прогрессирования сколиоза, мы хотим обратить особое внимание на ее Величество ОСАНКУ. На первом этапе неправильная осанка приобретает устойчивые формы: криво сидеть, криво ходить, криво спать и т.п., а затем эти привычки фиксируется в долгосрочной памяти. В результате начинается процесс искривления позвоночника со всеми вытекающими последствиями: работа мышц становится ассиметричной; меняется мышечный тонус; нарушается функция дыхания; снижается подвижность тела; появляется болевой синдром и т.д. и т.п.

Наш опыт говорит о том, что при желании, остановить прогрессирование деформации позвоночника вполне решаемая задача. Нужно всего лишь сделать правильно следующий шаг. Простой шаг. Необходимо каждый день (особенно это важно для растущего организма ребенка) заниматься специальной лечебной гимнастикой, которая направлена на изменение существующих привычек.

Таким образом, фактически, для достижения цели «Изменение естественного течения сколиоза» (т.е. остановка в среднесрочной перспективе прогрессирования патологического процесса, а в долгосрочной - уменьшение деформации позвоночника) путь указан – ЕЖЕДНЕВНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

«Гимнастика и все?» - спросите вы. С одной стороны «Да! И все», но с другой стороны гимнастика специальная, состоящая из упражнений необходимых именно вашему ребенку, именно вам, а с третьей стороны – каждый день, до выработки устойчивых навыков, новых привычек.

Вроде все просто. Правда эта простота лишь внешняя. Во-первых, освоить упражнения через интернет не получится. Необходима квалифицированная помощь врача ЛФК, способного сначала подобрать, а затем обучить этим упражнениям. Во-вторых, упражнения очень важно выполнять правильно.

Вот мы и подошли непосредственно к программе «Интенсив». Но прежде чем приступить к подробному описанию программы ответим на один вопрос «Чем отличается программа «Интенсив» от ежедневной домашней лечебной гимнастики?». Наш ответ таков «Если Вы, каждый день делаете специальные упражнения лечебной гимнастики, подобранные врачом, и делает их правильно то – НИЧЕМ!». В этом случае Вам программа «Интенсив» - НЕ НУЖНА!

А кому же нужна эта программа и что она дает? Программа «Интенсив» необходима для освоения специальных упражнений лечебной гимнастики. Не просто освоение, а обучение выполнять эти упражнения правильно.

Из выше сказанного сразу возникает естественный вопрос «Но мы же ходили на ЛФК, изучали специальные упражнения под наблюдением врача целых 5! дней ну чего же нам еще надо?». Наша практика говорит о том, что пяти дней мало. Не просто мало, а ОЧЕНЬ МАЛО! Увы, но это факт :-( Даже не групповые, а индивидуальные занятия с врачом ЛФК, не позволяют выработать у пациента навыка самостоятельного, правильного выполнения специальных упражнений лечебной гимнастики. Необходимо значительно более длительное (чем 5 дней по 1,5 часа)обучение.

Наиболее эффективное освоение упражнения лечебной гимнастики - поэтапное обучение. Это как у спортсменов: сначала необходимо научиться хорошо кататься на коньках, затем научиться отрываться ото льда на небольшую высоту, ну и только потом можно приступить к освоению риттбергеров, тулупов и акселей.

Остановимся подробнее на используемых в программе подходах. Программа «Интенсив» в чем-то сродни подготовке хорошего спортсмена.

Важным аспектом, как показал наш опыт проведения «Интенсивов», оказались занятия в малых группах. Казалось бы, очевидно, что индивидуальный подход, при котором врач ЛФК занимается непосредственно одним пациентом, более эффективен при освоении упражнения лечебной гимнастики. Но реальность оказалась отлична от очевидности.

Дело в том, что на индивидуальных занятиях ребенок постоянно находится в поле зрения доктора, внимание которого не позволяет ему раскрепоститься. Ребенок боится ошибиться и поэтому все время напряжен. При выполнении заданного упражнения ему гораздо проще не задумываясь, корректировать свои движения, повинуясь замечаниям врача.

При занятиях в малых группах у ребенка есть время, когда он может сосредоточиться на осмыслении предлагаемого врачом/инструктором упражнения. Он анализирует свои ошибки и пытается осознать их причину. Появляется время задуматься над тем как надо делать правильно, формируя тем самым в мозгу новые нейронные связи, необходимые для так называемой «мышечной памяти». Вновь просматривается аналогия со спортом. В начале тренер показывает спортсмену какое-то элемент упражнения, освоение которого позволит перейти к выполнению упражнения целиком. Отработка спортсменом элемента происходит индивидуально, путем многократно повторения. Задача тренера на этом этапе: «Наблюдая за спортсменом со стороны, указать на ошибки, которые он допускаются, и которые не позволяют освоить выполнение элемента правильно». Без индивидуальной работы результата не будет. Необходимо осмысление того что делаешь. Вот именно поэтому работа в малых группах, под наблюдением инструктора и руководством врача ЛФК, оказалась более эффективной.

Следующим важным моментом, при обучении пациента правильно выполнять упражнения лечебной гимнастики является поэтапное их освоение. Изначально у пациента нет не только навыков, но даже мышцы, необходимые для выполнения этих упражнений, не развиты. Пациент физически НЕ может выполнить их правильно.

Поэтапный подход явился результатом анализа причин почему дети, после прохождения курса ЛФК, дома не выполняют упражнения, которые они учили на лечебной гимнастике и которые у них получались. Причина оказалась не только в том, что они ленились. Они просто дома, по прошествии даже очень незначительного времени, не могли вспомнить как правильно выполнять упражнение. Видеозапись занятий ЛФК мало чем помогала. И этот момент совершенно очевиден, поскольку для правильного, самостоятельного выполнения упражнений лечебной гимнастики необходима наличие «мышечной памяти», т.е. необходимо, что бы в голове были сформированы нейронные связи, управляющие мышцами. Ну и конечно мышцы, участвующие в выполнении упражнения должны быть развиты, ну или хотя бы в тонусе.

Разбив освоение упражнений лечебной гимнастики на этапы, мы не только физически развиваем необходимые мышечные группы, которые до этого момента просто не работали, но и стимулируем образование в голове тех самых нейронных связей. В биологии хорошо известно, что освоение какого-либо навыка более эффективно при поэтапном обучении. Тоже самое мы наблюдаем при освоении упражнений лечебной гимнастики. Общее время, затраченное на достижения правильности выполнения упражнения при поэтапном обучении меньше, чем при освоении всего упражнения путем многократного повторения.

В программе предусмотрены 3 уровня. Прохождение каждого позволяет перейти к следующему уровню освоения упражнений лечебной гимнастики. Результатом освоения последнего 3-го уровня является выработка у пациента устойчивого навыка самостоятельного, правильного выполнения упражнений лечебной гимнастики. К этому моменту цель «Остановить прогрессирование сколиоза и уменьшить деформацию позвоночника» в большинстве случаев бывает достигнута. Остается только поддерживать достигнутые результаты.

И наконец о психологических аспектах программы «Интенсив», что особенно важно для детей. Очень многим родителям, помимо проблемы под названием «Сколиоз», приходится сталкиваются с психологическими проблемами «свалившимися» не только на ребенка, но и на всю семью. Ребенок замыкается, у него начинаются проблемы в общении со сверстниками, появляется раздражительность и напряженность в семейных отношениях. Психологические проблемы приводят к ограничению физической активности, поскольку ребенок все время сидит дома и никуда не ходит. Получается замкнутый круг, все более и более усугубляющий физические изменения, происходящие с телом ребенка.

После осознания, что тело вашего ребенка изменилось очень важно понять, что наступил новый этап в жизни не только ребенка, но и в вашей жизни теперь все будет иначе. Еще раз хотим повторить, поскольку это очень важный момент, у Вас и Вашего ребенка началась другая жизнь. Не хороша, не плохая – Другая!

Одной из задач, которая программа «Интенсив» ставит перед собой, является установления/укрепление теплых, доверительных отношений между ребенком и его родителями. В нашей повседневной жизни, когда вокруг огромное кол-во текущих проблем, очень сложно абстрагироваться от происходящего вокруг и выделить достаточно времени для общения с ребенком. А это очень важно. Ведь изменения происходят не только с телом ребенка, его душа, как и его позвоночник «скручивается». На самом деле, ваше чадо стало другой личностью. Задача родителей, да и всех остальных близких, стать другом вашему «новому» ребенку. Вашему ребенку не нужна жалость, он хочет, чтобы поменялся не только он, но и окружающий его мир. Его мир теперь другой. Другая жизнь – другой мир, в котором прежде всего близким необходимо найти свое место, а не на оборот.

На программе «Интенсив» у родителей, сопровождающих ребенка, появляется возможность стать ближе к своему чаду. Это сближение происходит на фоне большой физической нагрузки с которой ваш ребенок сталкивается на Программе. Вечером после занятий появляется возможность окружить ребенка теплотой, пережить вместе с ним все произошедшее с ним за день. Вас ничто не отвлекает, все свое время Вы посвящаете общению с вашей любимой «новой» личностью. Ребенок ощущает, что он главный, что его близкие сосредоточены на нем. У него появляется уверенность в то, что удастся справиться с физическими изменениями своего тела, а его близкие помогают ему в этом. Все происходит органично. Само собой.

На программе, удаётся совместить трудно выполнимые в обычной жизни условия: продолжительные занятия лечебной гимнастикой в сочетании с безраздельным вниманием и теплом близких людей. Очень простое условие, но трудно выполнимое в повседневной жизни.

А теперь обо все выше сказанном кратко.


Цели программы:

  • изменить  естественное  течение  сколиоза, в  долгосрочной  перспективе остановить  прогрессирование  патологического   процесса;
  • выроботать устойчивые привычки;
  • уменьшить  деформацию  позвоночника;
  • улучшить  осанку.

Задачи программы:

  • повысить уровень осведомлённости пациента и его близких о сколиозе;
  • узнать о вариантах и методах его лечения;
  • зафиксировать скорректированное положение позвоночника в долговременной памяти;
  • поднять самооценку;
  • мотивировать на достижение результатов;
  • обучить активному образу жизни без вреда для позвоночника;
  • улучшить функции позвоночника, грудной клетки;
  • уменьшить боль;
  • обучить правильному дыханию;
  • улучшить дыхательную функцию.

На кого рассчитана программа:

  • на пациентов* с диагнозом «Сколиоз» (сколиоз любой степени тяжести, нарушение осанки, кифоз);

*пациенты: дети от 10 до 17 лет (не зависимо от того, носится ли корсет или нет) и взрослые (18+).

NB! Наличие тяжелых форм неврологических, психических и других заболеваний при которых запрещена физическая нагрузка являются противопоказанием для участия в программе "Интенсив".


Что входит в программу интенсивной реабилитации сколиоза: 

  • диагностика (оценка функциональных возможностей организма и определение индивидуального типа сколиотической деформации);
  • оценка эффективности (ежедневный контроль функции дыхания и выраженности сколиотической деформации при помощи спирометрии и сколиометра);
  • образовательные лекции для пациентов и их близких;
  • ежедневные малогрупповые и индивидуальные тренировки;
  • массаж.

Участие в данной программе позволит:

  • определить риск прогрессирования сколиоза;
  • создаст долгосрочный индивидуальный план лечения сколиоза;
  • разаработать индивидуальную программу специальных упражнений;
  • обучить выполнять упражнения индивидуальной программы дома без ошибок, боли и перегрузок;
  • в рамках лекций «Сколио-школы» узнать о всех особенностях диагноза «Сколиоз».

 Методы, используемые в программе:

  • специальная гимнастика по методу К.Шрот;
  • «Дыхательная терапия»;
  • баланс-тренинг со специальным оборудованием;
  • динамический тренинг в специальных антисколиотических костюмах;
  • психологические тренинги.

 

Яндекс.Метрика
Copyright © 2020 ProСколиоз

Search